Поиск

Генеральный план Киева: задача для неравнодушных

Утвержденный в 2002 году Генеральный план Киева, несмотря на все свои профессиональные достоинства, с самого начала был обречен на невыполнение.

Дело в том, что более трети нового жилищного фонда, а также значительная часть других видов строительства предполагалось построить на территориях Киевской области, которые впоследствии планировалось включить в границы города.

Однако городская власть не сочла нужным согласовать это решение с областной.

Более того, вопреки закону о планировке и застройке территорий, Киевсовет и местные советы прилегающих территорий (поселений) не приняли соответствующих решений об установлении специального режима использования территорий, предусмотренных Генпланом для будущей застройки. И в самом городе, и за его пределами.

Похоже, что власти Киева и не собирались реализовывать Генплан. Между тем этот документ, выявляющий существующие и потенциальные конфликты и проблемы, возникающие в ходе "взросления" города, в использовании его земель, заблаговременно предупреждал городские власти о необходимости проведения соответствующих упреждающих мер.

Ведь Генплан (в отличие от отраслевых прогнозов и программ) - это документ, который, прежде всего, обязан ориентироваться на человека, на создание для него удобной и комфортной жизненной среды.

С другой стороны, главным объектом решений Генплана является земля - основное национальное богатство. Кроме того, документ носит межведомственный характер и обеспечивает взаимосогласованные действия в пространстве города разновекторных интересов отдельных отраслей.

Но все это справедливо, если городская власть озабочена интересами киевлян. Но едва ли это "наш" случай.

Так, Генплан предусматривал пропорциональность в развитии всех отраслей городского хозяйства. Но если масштабы строительства жилья соответствуют предусмотренным Генпланом на период до 2010 года, то транспортно-инженерная инфраструктура катастрофически отстает от темпов застройки.

В результате, жизнь в столице становится невыносимой. Не создана система озонирования воды для прекращения опасной для здоровья очистки ее хлором. По городу сложно передвигаться - проекты городских электричек, первые очереди Подольско-Воскресенской и Левобережной (от улицы Милославской до станции "Левобережная") линии метрополитена так и не были реализованы.

Кроме того, отсутствуют транспортные развязки на столичных площадях, что существенно усложняет передвижение по городу.

Плотность улично-дорожной сети в Киеве в 2,3 раза меньше чем в Москве, в 4,8 - чем в Лондоне, в 7,7 раз - чем в Париже. Но количество автомобилей уже превысило расчетные показатели Генплана.

Вопреки Генплану, территории застройки катастрофически уплотняются, особенно в центральной части Киева. В нарушение законодательства строятся высотные здания в границах историко-культурных территорий столицы. Собственно границы этих ареалов так до конца и не установлены, равно как и границы водоохранных зон. Все это уродует неповторимый силуэт древнего города.

Структура экономики не соответствует столичному статусу города с его наиболее ценными трудовыми, земельными и прочими ресурсами. В Варшаве, к примеру, не осталось ни одного промышленного предприятия, в Киеве их более 500.

Однако согласно индексу глобальной конкурентоспособности, Киев уступает даже не столицам, а усредненным страновым показателям, например, Мексики и Индонезии. По факторам развития инновационного потенциала столица далеко не первая даже среди украинских регионов - Киев занимает всего лишь пятое место.

Город перегружен. Абсолютно нецелесообразно расположение в Киеве областных и районных ведомств Киевской области, отраслевых министерств, таможенных постов Киевской области. Это только увеличивает транспортную нагрузку.

В результате катастрофически ухудшается среда жизнеобитания киевлян. По экологической составляющей, по качеству социальной среды Киев - один из самых неблагоприятных регионов страны.

Далай-лама сказал: "Большой город - это умение жить вместе". И это очень справедливо сказано. Поэтому на авторах нового Генплана столицы лежит огромная ответственность, поскольку в документе должны быть не просто размещены новые объекты строительства, но, прежде всего, важно сделать так, чтобы Киев стал дружественной средой обитания для человека ХХІ века, обеспечивал толерантное отношение киевлян друг к другу и гостям.

Поэтому весь процесс разработки Генплана должен проходить в диалоговом режиме между планировщиками, городской властью и киевлянами. Но планировщик (как адвокат интересов будущих поколений) обязан предвидеть и донести до других участников диалога эти интересы, предостерегая от конъюнктурных решений, имеющих сиюминутную выгоду.

В основе диалога должна лежать четко сформулированная миссия Киева, стратегическое видение его будущего.

Вместо решения точечных проблем, необходимо глобальное позиционирование Киева как столицы крупного европейского государства, как мирового Города в конкурентной среде аналогичных, в том числе, столичных мегаполисов.

Будущее столицы - во взаимодействующей системе общегосударственных, региональных и местных интересов с привязкой к современным и прогнозируемым общемировым цивилизационным процессам.

Важно при этом оценить конкурентные позиции города (основные проблемы, сильные стороны и барьеры развития) и сформулировать вытекающие из этого цель разработки генплана в увязке с пригородной зоной Киева, основные параметры и целевые показатели его развития.

Таким показателем не может быть традиционно используемый норматив средней жилищной обеспеченности. Его применение возможно только при плановой экономике, когда государство бесплатно предоставляет гражданам жилье по установленным им нормам.

В 2008 году почти 1/10 прироста жилфонда обеспечило строительство 253 индивидуальных домов средней площадью 471 м2. На одного жителя в этих домах приходится приблизительно по 160-180 м2. В то же время жилобеспеченность 2/5 киевлян стабильно меньше 14 квадратных метров.

Более приемлемыми целевыми показателями должны быть предельно допустимые затраты времени на передвижение киевлян к основным местам жизнедеятельности человека, в том числе, до 45 минут от дома до работы. Еще Маркс отмечал, что в будущем мерилом богатства общества станет количество свободного времени граждан.

В странах Евросоюза, к слову, во взаимодействии отраслевых и территориальных прогнозов приоритет принадлежит последним, территориальным. Это разумно. Структура и параметры экономики Киева также должны определятся не извне, а исходя из его собственного потенциала развития, целенаправленного на реализацию миссии столицы.

В ней должны развиваться высокотехнологичные, малоресурсоемкие, экофильные виды деятельности, обеспечивающие инновационный прорыв страны, а киевлян - адекватными их запросам рабочими местами.

Прежде всего, речь идет о широко развитых за рубежом научных и исследовательских парках, центрами которых станут академические институты и ведущие университеты столицы. Такая перезагрузка градостроительной базы позволит высвободить значительные территории города.

Территория - основной лимитирующий фактор развития Киева. Преодолеть это необходимо, прежде всего, за счет высвобождения внутренних ресурсов - неэффективно используемых земельных участков промышленных, транспортных, коммунально-складских, военных объектов. В Генплане следует выявить такие участки и сгруппировать их по степени привлекательности для инвесторов.

В Великобритании на таких участках предусматривалось разместить в 2001-2008 годах 60% нового жилья. В Канаде сформирован общегосударственный реестр таких участков, насчитывающий около 30 тысяч единиц.

Дефицит внутригородских территориальных ресурсов может быть покрыт и за счет соседних, прилегающих к Киеву территорий.

Учитывая консервативность структуры экономики и землепользования столицы, создание в ней полноценной инновационной среды - сложный, капиталоемкий и небыстрый процесс.

Поэтому стоит рассмотреть вопрос о создании в периферийной части пригородной зоны на базе небольших, лучше исторических поселений научных городков, технологических центров и коридоров, формирующих (вместе с соответствующими киевскими объектами) инновационные центры.

Городская власть обязана ежегодно сдавать перед киевлянами экзамен на свою профпригодность - отчитываться о ходе реализации Генплана.

И еще. Учитывая непрерывность жизнедеятельности города, важно обеспечить равномерное, равновесное и пульсирующее развитие городской среды. Для этого необходимо постоянно анализировать ход реализации Генплана. Раз в 5 лет в него должны вноситься необходимые коррективы и срок действия продлеваться на следующее пятилетие.

Для аудита такого процесса, оценки новых вызовов и предложений по реагированию на них было бы разумно создать Наблюдательный совет независимых экспертов, ведущих ученых и общественных деятелей, пользующихся доверием общества, депутатов Киевсовета и Верховной Рады, представляющих интересы киевлян.

Владимир Нудельман, для УП

 

 

 

 

По материалам: Адвокат-консалтинг

Афера «по-приватовски»?

В редакцию «Днепровской правды» обратились жители Днепропетровска, которые купили квартиры в строящемся комплексе «Олимпик-2». Как выяснилось, вместо заселения они почти 2 года жили обещаниями, что вот-вот дома будут готовы. Среди ожидающих оказались и бывшие жители ул. Мандрыковской, 127, кого руководство нашей области, по их словам, уже давно устроило в новые квартиры.
Когда яркая реклама оказывается липой

В 2003 году Днепропетровский областной совет, райсовет Днепропетровского района и местный совет поселка Юбилейного, которому принадлежит территория на выезде из Днепропетровска, приняли решение о постройке здесь малоэтажного жилого района. В 2005 году в городе запустили яркую рекламу о новом, якобы уникальном коттеджном микрорайоне «Золотые ключи», а позже и о комплексе «Олимпик-2» (пос. Юбилейный, ул. 8 Марта, 9). Оба эти объекта строило ООО «Международная строительная компания «Украина-Канада» в экологически чистом и в то же время не далеком от города районе. Комплекс «Олимпик-2» включал 18-этажное и два 16-этажных здания (всего 264 квартиры), а в перспективе и развитую инфраструктуру — крытый плавательный бассейн, центр оздоровления и отдыха, паркинг, детский центр, где в любое время присмотрят за ребенком, аптеку, прачечную, пункт приема химчистки, салон красоты, ресторан, кафетерий, магазины, отделение банка, ветеринарную клинику и прочие службы, оказывающие бытовые услуги. Новым владельцам квартир обещали: «уровень обслуживания жителей в «Олимпике-2» будет соответствовать 4- и 5-звездочным отелям» и «комплекс бизнес-класса, который сдается «под ключ», — от квартир до придомовой территории».

Этот пафосный проект выглядел очень надежным. Ведь президентом «МСК «Украина-Канада» был заслуженный строитель Украины и декан ПГАСА Игорь Соколов, а поддержка со стороны местных властей придавала дополнительную уверенность в серьезности и стабильности.

Карты раскрыты, господа!

Сначала строительство шло очень быстро. Уже через год-полтора люди, проезжая мимо стройплощадки, удивлялись скорости, с которой на их глазах рос новый красивый дом, а за ним и другой. Не радовались только те, кто уже успел приобрести квартиры в разрекламированном комплексе. Обещанного заселения «до 1 сентября 2007 года» не произошло, как не произошло его и через месяц, другой...

И даже спустя почти 2 года они так и не вселились. Им обещали, что вот-вот квартира будет готова. Но терпение, как известно, штука нестабильная и имеет свойство лопаться. И, не выдержав постоянного обмана, «кинутые» ООО «МСК «Украина-Канада» и ООО «Днепроцентрстрой» (входит в состав корпорации «МСК «Украина-Канада» и тоже продавало квартиры в комплексе) граждане обратились в прокуратуру Днепропетровской области, чтобы та разобралась в ситуации и не допустила нарушения их законных прав и интересов.

Ответ из прокуратуры получился очень обтекаемым. В нем описывалась процедура банкротства вышеупомянутых компаний и ни слова не было сказано по сути. Только приписка в конце письма гласила о том, что собственники квартир комплекса «Олимпик-2» имеют право обратиться с иском в суд.

Как все начиналось

«Мы долго выбирали новую квартиру, но в итоге остановили свой выбор на интересном по своей архитектуре и расположению комплексе. Строительство на тот момент шло полным ходом. И, заключив договор купли-продажи с «Днепроцентрстроем» в декабре 2007 года, мы планировали вселиться в свою квартиру не позднее апреля 2008 года, как и было указано в договоре. Но прошел апрель, а за ним и май, лето, осень... А обещанная квартира все не готова и не готова»,— рассказывает владелец квартиры в «Олимпик-2».

Такая же ситуация сложилась и у четырех семей с ул. Мандрыковской, 127.

«После взрыва нашего дома нам предложили несколько вариантов новостроек. Нас не пугал левый берег, и мы выбрали «Олимпик-2», так как здесь нам предлагали квартиру с ремонтом. На Мандрыковской мы потеряли все, что у нас было, поэтому такой вариант был просто идеальным. Да и ждать заселения было сравнительно недолго, около полугода. Цена квадратного метра тогда для нас была льготной. Если 1 кв. м в «Олимпике-2» стоил около $1,9 тыс., мы платили $1,5 тыс. (в среднем самая маленькая однокомнатная квартира обходилась в пределах $100 тыс. — Авт.). Мы бы не пеняли на областные власти, если бы они сами не предложили нам этот вариант. Ведь мы тогда спрашивали у наших областных «кураторов», мол, нормальная фирма, можно ей доверять? Нам сказали, что все будет отлично и что дом уже введен в эксплуатацию. Мы им поверили...» — рассказала бывшая жительница 4 подъезда по ул. Мандрыковской, 127.

Уже прошло полтора года, а люди из взорвавшегося дома до сих пор без прописки и квартиры. Кто-то не может устроить ребенка в садик, так как у него нет прописки, кто-то вынужден жить на кухне у родителей в однокомнатной квартире, так как все деньги вложены в новое жилье, а на съемное денег нет. Кто-то теснится, живя все это время двумя, тремя семьями в одной квартире.

«Когда мы получили компенсацию за свои потерянные квартиры, то написали расписки о том, что претензий к государству не имеем. Так что теперь добиться чего-то от власти очень сложно. Я хотела бы забрать назад свои деньги и купить уже что-нибудь, но в другом месте. Мне все равно, достроится когда-нибудь этот «Олимпик» или нет. Просто жить в тех условиях, в которых мы сейчас живем — уже невыносимо»,— говорит бывшая жительница Мандрыковки.

«Рога и копыта»

Так что было на самом деле? В действительности дом таки был введен в эксплуатацию еще в мае 2007 года (об этом свидетельствует соответствующий акт государственной комиссии), задолго до того, как вышеуказанные люди подписывали с компанией-застройщиком договора. Но уже спустя 2 месяца, как раз когда большинству из них БТИ выдало техпаспорта на квартиры, появилось распоряжение главы Днепропетровской районной госадминистрации об отмене акта введения этого объекта в эксплуатацию.

Схема выглядит подозрительно, особенно если учесть, что об отмене данного акта не знал ни один из покупателей квартир в этом комплексе. Они-то думали, что дом вот-вот будет готов. Да и квартиры, несмотря на отмену акта, продавались и дальше...

Обещанного три года ждут?

Не хотелось бы, чтобы для владельцев квартир «Олимпика» эта фраза стала роковой. Но на сегодня ситуация выглядит, если говорить по-простонародному, «стремно». Собрав с людей приличную сумму, «Днепроцентрстрой» и «МСК «Украина-Канада» объявляют о своем банкротстве. Первая — в августе 2008 года, вторая — в декабре 2008 года. Но эти компании не объявили о возбуждении дела о банкротстве в СМИ, что они, согласно постановлению Хозяйственного суда Днепропетровской области, обязаны были сделать еще в феврале 2009 года.

«У нас до сих пор не подключены коммуникации. А все строительные работы прекратились еще весной 2008 года. О ремонте мы вообще не говорим. Нам кажется, что процедура банкротства сделана специально, чтобы прикарманить наши деньги. Что касается самого акта введения в эксплуатацию, то непонятно, как его подписали, ведь дом вообще не готов!» — недоумевает один из владельцев квартиры комплекса.

Не надо быть большим знатоком критериев по принятию в эксплуатацию объекта строительства, чтобы понимать, насколько дом не готов. Кроме коммуникаций, которые так и не дошли до квартир этого комплекса, во дворе горы строительных материалов, нет подъездных путей к домам, что недопустимо. Ведь даже «скорая» в случае необходимости не сможет попасть к дому, не говоря уже о самих его жителях.

Нас просто «кинули»

Был еще один очень интересный факт во время подписания договоров.

«С гражданами тогда заключались несколько видов договоров: на участие в долевом строительстве, то есть инвестирование строительства. Но заключение таких договоров было неправомерным, так как на момент их заключения были внесены изменения к Закону Украины «Об инвестиционной деятельности», согласно которым запрещалось привлекать средства для строительства в виде инвестиций. Но представители застройщика не сообщили нам об этом факте».

Застройщик-разводчик

Сегодня на все активы компаний-застройщиков наложен мораторий, а несостоявшиеся жильцы остались вне закона и, соответственно, без какой-либо помощи и поддержки. А застройщик так все юридически грамотно обставил, что якобы остался ни при чем.

Как ни странно, но в данной афере снова фигурируют знакомые городу фамилии, к примеру, один из хорошо известных жителям Днепропетровска, новый директор «МСК «Украина-Канада» Вячеслав Брагинский. Этот человек — ставленник группы «Приват», которая за последние несколько лет уже прибрала к рукам почти весь город (гостиница «Украина», «Детский мир», общежития и др. немаловажные объекты). Еще более смешным на этом фоне кажется его заявление о том, что во всем виноваты якобы турецкие подрядчики, которые не исполняли свои обязательства, завышали стоимость смет, а потом и вовсе исчезли с объекта. Дело в том, что нескольким моим знакомым посчастливилось работать с некоторыми из этих турецких рабочих. Надо отметить, что у них была самая низкая в городе цена, при этом скорость работ просто ошеломляла. К тому же они не делали перекуры и работали на объекте допоздна, в отличие от их украинских коллег. Видимо, поэтому их и выбрали как подрядчиков для строительства комплекса. Тогда тем более непонятно, о каких завышенных сметах и невыполнении обязательств говорил г-н Брагинский?

Еще, по его словам, помехой для завершения этого глобального объекта стал кризис?! Надо же, строительство заморозили, как уже говорилось ранее, в конце весны, а о кризисе начали говорить лишь в конце 2008 года. Похоже, под слово «кризис» теперь можно списать любую аферу.

Свет в конце тоннеля или надежда все же есть?

А может, вышеупомянутые компании вместе с г-ном Брагинским знали о том, что в этом году Днепропетровской области обещают дать 300 млн грн из Стабилизационного фонда на достройку объектов с готовностью свыше 70%? И они решили «обанкротиться», чтобы сэкономить около 30 млн грн (именно столько не хватает, чтобы запустить «Олимпик-2»). В общем, слушая сладкие речи Вячеслава Брагинского, может сложиться впечатление, что действительно все очень сложно и очень плохо. Но верхом цинизма было сказать, что «ни один банк сейчас не кредитует. Мы подали заявки в пять крупнейших банков на кредитование под залог свободной недвижимости, которая есть. Все 5 банков ответили отрицательно в связи с тем, что нет сейчас возможности оценить квадратные метры, которые у нас есть свободные». А как же тогда крупнейший банк «ПриватБанк»? Неужто отказал своим в помощи? Невозможно поверить!

Но все же надежда есть. Надежда для жителей «Олимпика-2». Ведь если Стабилизационный фонд перечислит деньги и на строительство хватит 30 млн грн, и они нигде не «зависнут», то люди смогут вселиться в долгожданные квартиры. А приватовцы, как всегда, останутся в шоколаде, да еще со сливками. Срубив сначала огромные деньги с людей, которые купили квартиры, они еще получат государственные деньги опять же из наших с вами налогов.

Услышать ответ от фирмы, которая продает квартиры в «Олимпик-2», нам не удалось.

Телефоны, указанные на сайте с жилым комплексом, загадочно молчат. Зато на том же сайте написано, что «в квартирах «Олимпика-2» все коммуникации уже введены в квартиры и подключены. Для этих работ использованы самые современные и качественные материалы».

Что же хотят несостоявшиеся жители «Олимпика-2»?

Люди, купившие квартиры в «Олимпик-2», прежде всего требуют от компаний-застройщиков подключить все инженерные коммуникации до 15 мая 2009 года и закончить все фасадные работы до 1 июня 2009 года (независимо от поступления бюджетных средств).

А также просят, чтобы государственные органы власти — облгосадминистрация и прокуратура
— взяли на контроль их проблемный вопрос. В частности они требуют:

— обратить внимание на проблему недостроенного строительства ж/к «Олимпик-2»;

— проверить целевое использование денежных средств, нами вложенных в строительство;

— разобраться в законности оформления и подписания государственной комиссией акта ввода в эксплуатацию ж/к «Олимпик-2»;

— привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в данной ситуации;

— помочь в вопросе выделения необходимых денежных средств застройщику для окончания строительства;

— помочь семьям заселиться в 2009 году в свои достроенные квартиры;

— проконтролировать органами власти окончание строительства объекта, а также информировать нас об этапах данного строительства.

«Мы требуем социальной защиты государства, государственных органов, защиты права на жилье — гарантируемое Конституцией Украины»,— обращаются жители Днепропетровска, которые успели приобрести квартиры в комплексе «Олимпик-2».

Когда я писала материал, нашла в Интернете интересный комментарий, который звучит как глас народа. С вашего позволения, мы его опубликуем:

«Факт свершился! Строительство «Олимпик-2» заморожено на неизвестный срок! В интервью г-на Брагинского звучит: «Золотые ключи» за счет денег инвесторов строить еще будем, а вот с многоэтажками будем ждать — кризис!» Позвольте, Вячеслав, а дома «Олимпика-2» Вы что же, со своих денег строили? Да? Интересно, а где деньги, которые я за квартиру Вам 100% заплатил, делись? Что-что, украли Ваши предшественники? Да бросьте, уважаемый, я квартиру покупал тогда, когда Вы там в руководстве уже были!!! А куда пошли деньги тех, кто заплатил Вам совсем недавно??? Долги были??? Ага, то есть Вы брали у людей деньги сознательно, зная, что потратите их на долги, а не на строительство??? Хм!!!... Это уже умысел, преднамеренный...»

Данный материал редакция просит считать официальным обращением в Генеральную прокуратуру Украины.

По материалам: Адвокат-консалтинг

Опять обманули инвесторов

На Тернопольщине руководство липовой строительной компании "кинуло" сотню человек на 7,6 млн грн. В МВД рассказали, что аферу вскрыли сотрудники Тернопольского ОБЭП. Директор частного предприятия на протяжении трех лет - с 2005 по 2008 год - заключал инвестиционные договора с гражданами и брал деньги за несуществующие квартиры. Строительство даже не планировалось, ни земли, никаких разрешительных документов у него не было.

 

По материалам: Адвокат-консалтинг

Кто и что строит в парке Артема

Городские чиновники уверяют, что никаких разрешений на строительство не выдавали. Однако в интернете появилось подробное описание проекта нового торгово-развлекательного центра «Артем парк».
Не менее 3 метров в высоту. И сотни метров в длину. Металлический забор в парке Артема появился недавно. Однако о том, что именно собираются за ним строить, - никакой информации. Кто и зачем вырубает деревья в парке? Что должно появиться вместо зеленой зоны? Местные жители почти месяц в догадках. Однако уже сейчас, уверяют, что бы не построили в районе, это будет неуместным.

Светлана Коваленко, местная жительница: «Ну чем больше парк, тем лучше, конечно. Больше ж воздуха. Территория. С детьми очень много. Это единственное место, где можно отдыхать в поселке, другого - нет».

Анна Филипенко, местная жительница: «Животных жалко. Белок же ж, говорят, поубивало много. Они ж, ну и дома у них были в деревьях, жалко, конечно».

Наталья Мурашова, местная жительница: «Деревья жалко. Столько срубили. И сколько белок погибло».

Людмила Кононенко, местная жительница: «Таким путем можно дойти и до жилых домов. Строить и строить и строить. Нам что мало развлекательных центров в Харькове: Караван, Даффи - можно доехать, я считаю. Ну а забирать деревья, которые росли долго по 40 лет-по 50. Они, когда вырастут, если их даже посадить!?».

В муниципалитете разводят руками. Дескать, и понятия не имеют о том, какие работы идут в парке. Главный архитектор города говорит, что проект, после согласования которого должно начаться строительство, к нему не поступал. А значит, и разрешения на начало работ ни одна из контролирующих организаций дать не могла.

Сергей Чечельницкий, главный архитектор города: «К тому, что творится в парке Артема, управление архитектуры никакого отношения не имеет. Проектов никаких мы не имели. И не согласовывали, конечно же. И снос деревьев и все, как я понимаю, не санкционировано».
А вот интернет от информации о строительстве в парке Артема аж пестрит. Если верить столичному журналу о рынке недвижимости "Commercial Property", здесь появится новый торгово-развлекательный центр под названием - "Артем парк". Общая площадь - более семидесяти тысяч квадратных метров. Двухуровневое сооружение с гипермаркетом, ледовым катком, боулингом, рестораном, подземным паркингом, почти на тысячу семьсот машин, должно появиться уже к 2011 году. Заказчик проекта и застройщик - киевская компания «Ukrainian Construction Development Company». Президентом которой является Наталья Салигина, а Генеральным директором - Виктор Салыгин - сын экс-председателя облсовета Василия Салыгина. На официальном сайте застройщика находится еще несколько проектов, которые должны появиться в Харькове. Их масштаб впечатляет. Будущий подземный торгово-развлекательный комплекс "Свобода" должен расположиться под главной площадью города. Однако некоторые фирмы, входящие в компанию, имеют сомнительную славу. Например "Гея", к основанию которой имел отношение непосредственно сам Василий Салыгин. Скандалы вокруг нее были связаны также с земельными вопросами. На Полтавском шляхе "Гея" должна была построить автовокзал. Однако вместо него там появился торговый центр, которого тоже со временем не стало.

По материалам: Адвокат-консалтинг