Поиск

Народовладдя проти корупції

Корупція і бюрократизм — різновиди суспільного паразитизму. Але якщо бюрократизм насамперед знижує ефективність функціонування суспільної системи, то корупція — це своєрідна ракова пухлина з численними метастазами, які можуть призвести до руйнації держави.

Саме корупція разом з бюрократією свого часу стали одними з головних могильників СРСР.

Основна хвороба представницької влади — хвороба, якої не змогло уникнути жодне суспільство незалежно від його політичного устрою — це корупція. Причому корупція представницької влади є першоджерелом корупції всього суспільства, починаючи від найвищих чиновників, суддів і закінчуючи автоінспекторами на шляхах.

Будучи корумпованою, законодавча влада ніколи не прийматиме ефективних законів проти корупції. Навпаки, під виглядом боротьби з корупцією буде приймати закони, які полегшуватимуть корупцію, робитимуть її більш безпечним заняттям.

Існує помилкове судження, що висока оплата праці чиновників убезпечує суспільство від корупції і казнокрадства. Це найбільша помилка громадської думки, якщо не сказати найбільша нісенітниця.

Єдина гарантія від злодійства і хабарництва чиновників — це обґрунтований страх, що будь-яке зловживання коштуватиме йому, як мінімум, посади. І тільки вироблення суспільством саме такого механізму боязні втрати щонайменше може врятувати державу від корупції.

Тут слід враховувати і психологічний чинник. Порядна людина, якщо й прагне влади, то в надії принести користь суспільству, реалізувати свої ідеї.

Непорядна рветься до влади тільки заради тієї матеріальної вигоди, що вона їй може принести. Так що порівняно помірна оплата праці чиновників може зіграти роль своєрідного фільтру.

Візьмемо, наприклад, закон про відповідальність хабародавця нарівні з хабарником. На перший погляд, закон нібито наповнений благонамірним змістом — хабарі давати погано. Але насправді цей закон створює між хабарником і тим, хто дає хабара, кругову поруку.

З корупції законодавчої влади випливає лобізм — так би мовити, цільовий підкуп і навіть підкуп авансом, коли купуються цілі політичні партії, котрі ще не прийшли до влади, але мають перспективу здобути депутатські мандати.

Чи існує хоча б один парламент у світі, в якому не відбувалися скандали з приводу хабарництва його членів? Корумпованість законодавчої влади робить державу безпомічною у боротьбі з організованою злочинністю, яка тепер проникає вже в саму владу і зростається з нею.

Перше, з чого треба починати (точніше кажучи, із запізненням братися за виправлення ситуації), — це подолання безконтрольності влади в державі і знищення корупції чиновницького апарату.

Суспільство мусить усвідомити, що знищення корупції є головною умовою його виживання. Це перша умова переходу до системи безперервного народовладдя.

Така форма влади (безперервне народовладдя) була притаманна людському суспільству в найдавніший період його розвитку — народні збори грецьких полісів, народне віче Новгорода, які в будь-який час могли відкликати обраних раніше осіб і обрати нових.

Так, Великий Новгород не раз виганяв своїх князів, зокрема й Олександра Ярославовича, прозваного Невським, коли той починав запускати руку в скарбницю.

(З цим ім'ям, до речі, пов'язане і позбавлення влади народних зборів і узурпація її князем, коли той, використовуючи монгольську навалу, прийняв владу не від віча, а від царя, тобто монгольського хана Батия, поклавши тим самим основу самодержавству).

Зі зростанням території держави, народні збори з тими засобами зв'язку, які мало суспільство, не могли вже збиратися часто (з розвитком сучасних комп'ютерних систем розв'язати цю проблему нескладно), і безпосереднє народовладдя було замінене представницькою владою з термінами обмеження повноважень.

Характерно, що вже тоді було побоювання, що представницька влада цілком відбере владу в народних зборів, і, може бути, з цієї причини римляни обмежували виборну владу магістрату одним роком.

Безперервне народовладдя характеризується тим, що виборець має право і можливість багаторазово використовувати свій голос, тобто віддати його, забрати і знову віддати стільки разів, скільки вважає потрібним.

З розвитком комп'ютерних технологій цей процес багаторазового голосування можна зробити максимально дієвим – після виборів різного рівня народні обранці стежитимуть за своїм рейтингом на моніторі комп'ютера, до якого стікатиметься інформація від громадян про якість роботи голови сільради і міського голови, народного депутата і депутата районної ради тощо.

І коли ця оцінка упродовж, скажімо, трьох місяців не перевищуватиме 49% (цифра, що була документально зафіксована напередодні виборів), то народний обранець йде на демісію. Все. Крапка. Жирна.

Для суспільства найпершим наслідком прийняття системи безперервного народовладдя стане знищення корупції й організованої злочинності.

Річ у тім, що організована злочинність може триматися лише на корумпованості влади і чиновницького апарату. Влада, звільнена від корупції, легко може вжити заходів, що цілком знищать організовану злочинність.

І, водночас, є гарантія, що влада не зловживатиме отриманими від народу правами, бо в такому разі рейтинг владних інституцій негайно спаде.

Саме визначення рейтингу налагоджує постійний зворотний зв'язок між владою і народом, дозволяє їй звіряти свої дії з волею народу й у відповідності з нею діяти швидко, рішуче, але мудро.

Вся історія держави засвідчує про те, що будь-який державний чиновник може залишатися чесним і "не покладаючи рук" трудитися на користь Батьківщини лише при постійній загрозі втрати своєї посади.

Виборець не повинен з'ясовувати, хто винен, що в місті регулярно не подається вода, або взимку не увімкнуто опалення, а мусить зробити все необхідне, щоб відправити міського голову у відставку.

Отже, мер сам буде зацікавлений, щоб підпорядковані йому чиновники працювали бездоганно. Якщо ж на якій-небудь ділянці владної структури буде помічена корупція, то поплатиться своїм місцем насамперед той, хто стоїть на вершині апарату управління.

За такої системи виборів влади чиновники, депутати, політичні партії стануть непідкупними, але не тому, що не захочуть продатися великому капіталові, а тому, що їх не вигідно буде купувати.

Зараз великий капітал фінансує політичні партії у надії, що після приходу до влади вони віддячать своїм благодійникам. При безперервному народовладді будь-яка партія, підкуплена великим капіталом, може відразу позбутися влади, і вкладені в неї гроші, будуть втрачені.

Разом з тим, жодна боротьба з організованою злочинністю, зловживаннями влади і чиновників не матиме успіху, якщо в країні не створений реально незалежний механізм судочинства.

Найстрашніша для суспільства корупція — це корупція судів, оскільки суд є останньою інстанцією, куди громадяни можуть звернутися за справедливим рішенням.

ЗМІ мають донести до громадян цю ідею — конечну потребу створення реально функціонуючого незалежного механізму судочинства: судді обираються народом, тобто одержують судову владу безпосередньо з рук суверена.

Судді не можуть бути змінені виконавчою владою; утримання судів і суддів повинно бути визначене і закріплене Конституцією. Ніхто не може змінити розмірів їхнього утримання, тобто виконавча влада позбавляється можливості управляти судами за допомогою додавання їм матеріальних благ або, навпаки, обмеження.

Змінити суддів або усунути їх від посад можуть тільки виборці, для чого має бути вироблений ефективний механізм. Для нагляду за діяльністю судів необхідно створити виборний орган, незалежний від інших структур влади. Судова влада повинна обмежуватись судом присяжних.

В умовах свободи слова приховати факти корупції перед ЗМІ неможливо. Тому перше, що намагається зробити будь-яка влада — це підпорядкувати собі засоби інформації.

Корупційна система напрочуд добре усвідомлює публічні можливості ЗМІ, ціну публікацій відомих журналістів. Тому жодне з мас-медій не застраховане від підкупу чи компрометації з боку корупційної системи.

Це і високі гонорари в конвертах, різноманітні преференції, або ж усілякі перешкоди аж до кримінальних діянь. Підтверджень цьому достатньо.

Тому постійний контроль за владою і чиновниками за допомогою системи безперервного народовладдя (в умовах безперервного народовладдя ЗМІ дістають ефективний захист самого суспільства в особі виборців, і найменші спроби придушити або підпорядкувати собі мас-медіа можуть коштувати вищим державним чиновникам їхніх посад) життєво необхідний суспільству.

І це, напевно, єдиний шанс уникнути руйнівного соціального вибуху, втрати державності і загибелі нації.

За матеріалами: Адвокат-консалтінг

Главврач роддома собирает с акушеров по 20 тысяч долларов. Делиться надо

В Ужгороде акушеры-гинекологи городского роддома заявили, что главный врач вынуждает их брать у пациентов взятки и отдавать ему 20 тысяч долларов ежемесячно. Об этом представители коллектива Ужгородского городского перинатального центра (УМПЦ) заявили сегодня на пресс-конференции, передаёт УНИАН.

Как сообщил врач Руслан Федько, прийти на пресс-конференцию их вынудил тот факт, что главный врач перинатального центра Владимир Симулик заставляет их требовать от пациентов деньги за предоставление медицинской помощи во время родов и отдавать ему.

"В целом главный врач собрал десяток ведущих специалистов, у которых наибольший стаж и самых уважаемых в Ужгороде. Нам было озвучено требование класть ему на стол 20 тысяч долларов в месяц. В среднем в месяц в Ужгороде принимают 350 родов. Из нас, врачей, пытаются сделать "колядовщиков-засевальников". Всё это главный врач объяснил одним словом: "Так надо", - говорит Федько.

Заместитель главного врача УМПЦ по медицинской части Анатолий Куцина сообщил, что Симулик также требует средства за назначение врачей на должности. По его словам, любые ротации в коллективе происходят только за деньги. Происходит всё так: с должности временно отстраняется один врач и назначается другой. Тот из них, кто принесёт главному больше денег, и будет назначен на должность, утверждает Куцина. По его словам, вновь назначенные специалисты также должны были соглашаться ежемесячно отдавать главврачу по 500-1000 долл.

Заведующий первым родильным отделением Иван Палюк добавил, что главврач УМПЦ пригрозил каждому увольнением за неповиновение.

Кроме того, участники пресс-конференции заявили, что Симулик некомпетентен в акушерстве и гинекологии, не ориентируется в профессиональных терминах, поскольку является педиатром-инфекционистом и свыше 10 лет не практиковал медицинскую деятельность.

Врачи также сообщили, что соответствующие обращения с более чем сотней подписей работников УМПЦ со всеми вышеназванными фактами они подготовили и направили в Генеральную прокуратуру Украины и другие правоохранительные органы, а также городскому голове Ужгорода Сергею Ратушняку. Врачи требуют отстранения Симулика от занимаемой должности и просят мэра прислушиваться к их требованиям, поскольку УМПЦ является городской больницей.

В свою очередь, главный врач УМПЦ Симулик сообщил, что не требовал от врачей денег, никому не угрожал и все обвинения работников роддома не отвечают действительности. "Я подам на них в суд за то, что меня обвиняют в принуждении к взяточничеству", - сказал Симулик. Он также заявил, что намерен "навести порядок" в роддоме Ужгорода, потому что там до сих пор "был полный хаос".

Кроме того, Симулик утверждает, что учредил благотворительный фонд для рожениц, которые рожают в УМПЦ, но не являются жительницами Ужгорода. Таким образом, по его словам, удастся собрать средства на функционирование роддома, потому что в настоящий момент учреждению критически не хватает финансирования.

В январе 2008 года Парламентская ассамблея Совета Европы на заседании 24 января в Страсбурге выразила обеспокоенность случаями загадочного исчезновения младенцев в больницах Украины. ПАСЕ призвала Украину возобновить расследование процессов по делу исчезнувших младенцев и посоветовала привлечь к этому западных экспертов. Случаи торговли детьми, по данным отчёта, зафиксированы также в Молдове, Румынии и Болгарии.

По материалам: Адвокат-консалтинг

Харьковская облпрокуратура передала в суд уголовное дело о получении взятки сотрудниками милиции

Прокуратура Харьковской области передала в суд уголовное дело в отношении двух сотрудников райотдела области, обвиняемых в преступлениях по ч.2 ст. 365 и ч. 2 ст. 368 УК Украины (превышение служебных полномочий, сопровождающееся оскорблениями или насилием, и дача взятки). Об этом 7 мая сообщил "SQ" заместитель начальника отдела надзора за расследованиями уголовных дел следственными органами прокуратуры Харьковской области Владимир Кретов.

По его информации, капитан и сержант милиции обвиняются в получении в ноябре 2008 г. взятки в размере 3 тыс. долл. Правоохранители вымогали взятку у мужчины за решение вопроса о непривлечении его к уголовной ответственности за якобы совершенный им умышленный поджог квартиры соседа.

Справка. Как сообщили в облпрокуратуре, в ноябре 2008 г. участковый инспектор милиции и его помощник приняли заявление об умышленном поджоге квартиры. Заявитель высказал предположение, что квартиру поджег его сосед. Ответственный сотрудник МЧС выяснил, что причиной поджога стало короткое замыкание электропроводки автомобиля, а не умышленный поджог, и сообщил об этом участковому. Однако два милиционера, участковый и его помощник, зная истинную причину пожара, вступили в преступный сговор, чтобы получить от соседа заявителя показания о его причастности к пожару с целью дальнейшего вымогательства взятки.

Не зафиксировав фамилию мужчины в журнале учета, они завели его в служебный кабинет не через пост, а через ворота. Один из милиционеров держал мужчину, второй надел на него наручники, а на голову – полиэтиленовый пакет. Правоохранители принуждали его подписать необходимые для них объяснения и вымогали взятку. Затем они неоднократно приезжали к нему домой с теми же требованиями.
Во время передачи очередной части взятки милиционеры были задержаны с поличным.

Ч. 2 ст. 365 УК Украины – превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Ч. 2 ст. 368 – получение взятки в крупном размере должностным лицом. Наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

В целом за четыре месяца 2009 г. органы прокуратуры закончили производство 31 уголовного дела по фактам получения взятки, из них 5 – в отношении 6 работников правоохранительных органов.

По материалам: Адвокат-консалтинг

Ни одного главврача я не дам в обиду, поскольку все они четко выполнили свой долг - освоили деньги, выделенные на ремонт - вице-губернатор

"Ни одного главного врача я не дам в обиду, поскольку все они четко выполнили свой долг - освоили деньги, которые были выделены на ремонтно-строительные работы", - заявил 6 мая заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Игорь Терехов, комментируя ситуацию, когда сотрудники харьковской милиции установили факты завышения объемов работ при проведении ремонта в Областной детской клинической больнице №1 (по словам начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктора Развадовского, под актом о выполненных работах стояла подпись И.Терехова).

"По поводу материалов этого дела, которые были переданы в областную прокуратуру, я думаю, что это вопрос не ко мне. Вы должны задать этот вопрос начальнику облуправления МВД. Могу заявить, что ни одной моей подписи под актами о выполненных работах не стоит и не могло стоять. Если у правоохранительных органов были вопросы ко мне лично, я как законопослушный гражданин могу на них ответить. Мне вопросов никто не задавал", - отметил И.Терехов.

Справка. Сотрудники Управления госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД Украины в Харьковской области провели проверку Областной детской клинической больницы №1 и Областной клинической больницы, должностные лица которых в декабре 2008 г. при проведении закупки работ по капитальному ремонту помещений больниц безосновательно перечислили бюджетные средства в размере свыше 2 млн.грн. на счет подрядной организации одного из ООО без фактического выполнения работ. Об этом 13 марта сообщил сайт облуправления МВД.

По данным милиции, 23 декабря 2008 г. по указанным договорам были подписаны акты о выполненных работах, на основании которых 25 декабря органами Государственного казначейства перечислены бюджетные средства по договорам в полном объеме. В феврале 2009 г. в ходе проведения сотрудниками милиции контрольных замеров с привлечением специалистов КРУ в Харьковской области были установлены факты завышения объемов выполненных работ. Как отметили в облуправлении милиции, в собранных материалах видны признаки состава преступлений, предусмотренных ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением) и ч.5 ст.191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) Уголовного кодекса, со стороны должностных лиц Областной детской клинической больницы №1 и ООО, в связи с чем 17 февраля материалы дела переданы в прокуратуру Харьковской области для принятия процессуального решения.

Как сообщил 12 марта в Харькове министр внутренних дел Юрий Луценко, под актом о выполненных работах стоит подпись одного из заместителей председателя Харьковской облгосадминистрации. По словам В.Развадовского, это подпись И.Терехова. Как сообщил Ю.Луценко, по результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело.

По материалам: Адвокат-консалтинг